Просмотров: 2 344

Правила настольного тенниса – 3 спорных момента

Хватит ругаться со своими соперниками любителями во время матча. Пора закончить высказывать свое мнение (и слушать режущую слух отсебятину оппонента) относительно того или иного спорного момента. Пришло время изучить правила настольного тенниса. Ну хотя бы узнать точную трактовку самых спорных ситуаций.

Кстати, вот ссылка на сами правила настольного тенниса (кликните и они откроются в новой вкладке), если Вы искали именно их.

Также, прежде чем мы перейдем к основному материалу статьи предлагаю новичкам посмотреть видео по базовым правилам игры в настольный теннис. А то, как ни странно, получаю очень много вопросов типа «Можно ли играть до 21 очка», «До скольки играется больше-меньше» и т.п.

Правила подачи настольного тенниса

Спорный момент №1

Многие споры разгораются из-за того, что один любитель уверяет другого, что тот подает не в рамках официальных правил настольного тенниса. У подачи есть несколько пунктов, которые стоит неукоснительно соблюдать.

Подброс

Правила настольного тенниса гласят:

Правила настольного тенниса - подброс при подаче

Добавлю, что во время подброса ладонь не может находиться над столом – это нарушение правил.

Также нельзя подкидывать из под стола – это карается судьей. В такой ситуации он присваивает очко сопернику.

То есть вы можете сделать замечание своему сопернику, если он

  • Подбросил мячик менее, чем на 16 см
  • Начал подброс над поверхностью стола
  • Подбросил из под стола
  • Слишком сильно набрасывает. То есть мяч при подбросе летит не вертикально. Хотя здесь границы не переходите, мячик можно набрасывать на себя, но чтобы это было не слишком сильно.

Это, что касается правила настольного тенниса относительно подброса.

Кстати, все эти моменты я рассказываю в видео-уроке. Если вам привычнее получать информацию из видео, то вот этот самый урок. Просмотр займет у вас всего 12 минут.

Если вам понравилось видео, то вы можете посмотреть специальную серию уроков по технике игры для любителей, которая находится в закрытом от посторонних глаз доступе.

Идем дальше.

Ошибки могут быть также и при касании с мячом.

Правила настольного тенниса - выполнение подачи

Из этих сухих слов можно вывести следующее:

  • Нельзя набросить на стол и подать над столом (контакт ракетки и мяча над поверхностью). Это грубейшее нарушение.
  • Нельзя прикрыть момент контакта ракетки и мяча свободной рукой –моментальное присуждение очка сопернику. Но это в случае, если матч судит профессиональный судья. Если вы играете матч с коллегой любителем, то для начала сделайте предупреждение и предложите играть по правилам.
  • Ну и для самых новичков. Мяч при подаче должен сначала удариться о вашу половинку, а затем о половинку соперника.

Вот это основные пункты в разделе «Подачи», которые вы должны знать.

 

Правила настольного тенниса относительно двойного удара

Спорный момент №2

Представьте, что у вас мяч при ударе коснулся одновременно указательного пальца и накладки. То есть получилось двойное касание. Естественно, что он от вас полетел очень неудобный и соперник ошибется с вероятностью 80-90%. Кому присуждается такое очко?

Лет 30 назад такое касание считалось правильным. Затем это правило отменили и если «круглый» задевал палец, то очко сразу считалось проигранным.

Правила настольного тенниса при двойном удареСейчас снова вернулись к старому варианты правил настольного тенниса.

То есть если вы сделали двойной удар и соперник не справился, то вы выиграли очко.

Но двойной удар двойному удару рознь. Если мяч попал вам, к примеру, в предплечье, а затем вы как-то его переправили на ракетку и отбили на половинку соперника, то это расценивается, как умышленный двойной удар. Также нельзя, чтобы мяч коснулся сначала какой-то части одежды и потом вашей ракетки – это также ошибка и очко в таком случае проиграно.

То же самое с двойным ударом на ракетке. Если мяч коснулся ракетки дважды, то очко проиграно.

Эти пункты не идеально прописаны, но я говорю вам из опыта трактовки судей самого высокого ранга.

Официально же прописано следующее:

Когда очко не переигрывается по правилам настольного тенниса

… и через несколько пунктов…

Двойной удар по правилам настольного тенниса

Правила настольного тенниса в отношении так называемых «соплей»

Спорный момент №3

Когда мяч, отбитый соперником, задевает сетку и переваливается на вашу сторону либо попадает в краешек стола, в мире настольного тенниса называют «соплей». Не знаю откуда это пошло, но так говорят и профи и любители, которые играю во дворе.

Когда он задевает сетку все понятно. Хотя бывают споры если мяч 2 раза подпрыгивает на сетке и потом приземляется на сторону соперника. В таком случае ничего не меняется. Он может прыгнуть на сетке хоть 100 раз.

Но вот, когда мяч задевает край, то здесь часто возникают конфликтные ситуации. Они заключаются в том, что он может попасть в край стола, но не может попасть вбок. Если мяч задевает именно боковую часть стола, то он считается проигранным. И вот здесь и может начаться словесная перепалка, поскольку край и бок настолько граничат друг с другом, что тому, кто попал в край, всегда кажется, что он сыграл правильно. А жертва, которой «повесили соплю», в большинстве случаев утверждает, что мяч попал вбок.

Как же правила настольного тенниса трактуют эту ситуацию?

Когда я готовил данную статью, то смотрел в последнюю редакцию правил, чтобы быть объективным и не нашел там ничего, что действительно прояснило бы данную ситуацию. Поэтому расскажу вам из практического опыта трактовки судей на международных соревнованиях.

А расскажу я это вам в видео-уроке, поскольку текст может быть кем-то неправильно понят, а в видео намного проще передать суть.

Видео не очень хорошего качества, но прошу не судить строго, записывал это видео, когда только начинал вести данный блог в 2015 году.

Естественно данным обзором я не исчерпал тему спорных моментов и правил настольного тенниса. Если у вас есть вопрос по конфликтным ситуациям, которые возникали в матчах, то задавайте его в комментариях. Постараюсь проконсультировать!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, кликнув по одной из иконок:

55 комментариев

  1. Саша:

    Здравствуйте, Артём. Спасибо за инфоррмацию есть один спорный момент который не можем понять как судить: при парной игре подача мяч задевает сетку и падает не в зону это — переподача или проигрыш подающей стороны ? Я склоняюсь к тому что это проигрыш потомы как подача не в зону равносильна вылету за пределы стола при парной игре, но люди спорят и хотят переподать такую попытку.
    Заранее благодарю за ответ.

    • Анатолий:

      Саша!Конечно, подача не в зону- это ошибка т.е проигрыш очка

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте.
      К своему величайшему стыду не знаю, как точно трактовать этот момент. Пробежался по правилам, там ничего про это толком не сказано.
      Обязательно спрошу у квалифицированного судьи и на месте этого комментария напишу правильную трактовку.

    • Денис:

      Думаю это такой же случай, когда мяч задел сетку и не попал на стол, т.е. проигрыш.

  2. Евгений:

    А если во время розыгрыша мяч поймать на ракетку без отскока («приклеить») и пронеся ракетку на сторону соперника, а затем опустить мяч на стол-это будет считаться верным мячом?

    • Анатолий:

      Этот момент называется -задержка мяча, аналогично как в волейболе

      • тотоша:

        Нет никакой задержки мяча в правилах настольного тенниса. Есть только термин: удар по мячу. Честно говоря не представляю как можно прилепить летящий мяч и перенести на сторону соперника. Теоретически такое возможно, но практически я ничего подобного за всю свою жизнь не видел. Возможно это в тысячи раз сложнее осуществить нежели просто удар, поэтому все просто «бьют».
        Потом, умышленную ловлю мяча на ракетку вряд ли можно назвать ударом, поэтому ловля мяча не является правильным возвратом (термин из правил).

    • Артем Уточкин:

      Приклеить не получится. Все официально разрешенные накладки и основания не позволят выполнить такой прием. И даже если он будет выполнен, чего я в своей жизни не видел, то это будет за рамками правил.

  3. Бронислав Баландин:

    В правилах записано, что мяч считается правильным, если сыгран игровой частью ракетки. Игровой частью ракетки считаются накладки. Именно на них ставится штамп ИТТФ. Ребро ракетки и палец не являются игровой частью ракетки (палец понятно почему, а основание может быть хоть металлическим, к нему жёстких требований нет). Значит ни палец ни ребро засчитывать нельзя!

    • Анатолий:

      Этот момент называется -задержка мяча, аналогично как в волейболе

    • Анатолий:

      В правилах указано, что часть руки по кисть относится к ракетке, поэтому такое касание допустимо!

    • вася:

      отвечу коротко — вы не правы. касание ребра или пальца не считается ошибкой

    • Артем Уточкин:

      Игровой частью ракетки по сути является вся ракетка. То есть мяч, который попал в ребро никогда не снимают. И даже если бы снимали, то как доказать, что он был сыгран ребром, только специальным видео-повтором. Но такие штуки не для настольного тенниса, поэтому проще считать ребро игровой частью ракетки.

    • Max:

      к основанию есть требования, не смущайте народ )

  4. Владимир:

    По идее при подаче мяч во время удара должен находиться за задней линией тола и не обязательно в створе стола (т.е. и за боковой линией. Или я не прав?

  5. Павел:

    Добрый день Артем. А как судится , если вовремя розыгрыша ломается мяч в момент удара (слышен характерный звук) и после попадает на сторону соперника и отскакивает? если можно пункт правил

    • вася:

      переигровка очка

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте, Павел.
      2.9 Переигровка
      2.9.1 Розыгрыш переигрывается, если:
      2.9.2.4 при изменении игровых условий настолько, что это может повлиять на исход розыгрыша.
      На сегодняшний день судьями, описанная вами ситуация, трактуется, как переигровка даже если мяч не попал на стол, но было слышно, что при ударе он сломался.

  6. Здравствуйте, Артем. Спасибо за интересные видеоуроки. Такой вопрос есть — если при подаче случилась «сопля» — она считается? Ну, если не касание сетки, конечно. Т.е. шарик прелетел и чиркнул по краю стола. Не помню где видел, было написано, что такая подача не засчитывается или делается переподача. Это так?

  7. Андрей:

    как судить: 1) если мяч был мокрый во время розыгрыша, и по этой причине не перелетел через сетку на сторону соперника (переигровка или мне гол);
    2) если при подаче в парной игре, мяч попал в линию, разделяющую зоны соперников, — продолжение игры или переподача;
    3) если при подаче мяч, коснувшись зоны соперника, вернулся без удара соперника на мою половину, — мне гол или сопернику?

    • Равиль:

      1) Мокрый мяч, ну это если на улице играете, то там ка бы уж, на усмотрение игроков непосредственно, а если играете на соревнованиях то если остался мокрый след на ракетке (от пота, или с пола вода какая нибудь, или с рук мокрых) то наверняка его можно показать (этот след) судье и попросить переигровку мяча… но опять же на усмотрение наверняка судьи и соперника…
      2) По моему если касание линии, то игра продолжается в любом случае, а если в парной игре при такой подаче судья поднимает руку то значит будет аут… ну а если вы заметили, то все равно играйте до конца при любых условиях, как учат тренеры…
      3)Такой случай был на мировых играх с участием корейской сборной или Если брать выписку из правил соревнований, то пункт 2.7 Поданный или возвращенный мяч нужно ударить так чтоб он перелетел над или вокруг комплекта сетки и коснулся половины стола соперника сразу или после касания комплекта сетки. Пункт 2.5.7 Игрок “ударяет” мяч, если он касается мяча своей ракеткой, держа её в руке, или
      своей рукой (с ракеткой) ниже запястья., из этого следует что ЕСЛИ соперник не коснулся мяча вообще, после отскока от стола на своей половине, то мяч ВЫИГРЫВАЕТЕ ВЫ… по моему так !:)))))

    • Равиль:

      https://vk.com/videos135897573?z=video135897573_165969264%2Fpl_135897573_-2

      Вот, в самом начале, розыгрыш… третий вопрос ВАШ

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте, Андрей.
      1) В случае если мяч мокрый очко не переигрывается.
      2) Обычно он все же попадает либо в правую часть, либо в левую. И даже если попал ровно в линию, то судья как-то трактует этот мяч (зона или нет). Если мяч попал в правую зону, то розыгрыш продолжается, если в левую, то очко проиграно.
      3) В таком случае очко выигрываете Вы.

    • Александр:

      Переигровка.
      2.9.1.5.1 после касания половины стола на стороне принимающего покидает ее в направлении сетки;
      Артем написал что это выигрыш очка, но судя по всему это правило относиться и к подаче? Получается должна быть переигровка так ведь?
      И еще вопрос. Если мяч ломается при ударе в ребро ракетки и явно летит мимо стола, такой мяч тоже переигрывается?

  8. Равиль:

    Извините… а у меня вот такой вопросик… по поводу правил новых настольного тенниса которые вроде как вышли в свет но почему то они не были на ближайших прошедших соревнованиях… правила розыгрыша до 11 очков (кто набирает 11 очко тот и выигрывает встречу), и правило решающей партии до 7 очков… кто может поясните пожалуйста… 🙂

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте, Равиль.
      По этим правилам пока играют только некоторые клубные чемпионаты (Россия, Китай, Польша..) . Это сделано для ускорения игры и повышения зрелищности. Также к этому «набору» добавляется игра несколькими мячами, чтобы уменьшить паузы между очками.
      Официальными же правилами остаются прежние.

  9. Шем:

    Всем привет, разберите пож. один из спорных моментов, при подаче подающий подбрасывает мяч но промахнулся и не попал по мячу, мяч просто упал на пол. Это проигрышное очко или перепродача ?

    • Михаил:

      В данном случае очко проиграно подающим, если только выполнить правильную подачу не помешало внешнее воздействие, не зависящее от подающего.

  10. Татьяна:

    Пожалуйста, ответьте, правда ли, что «сопля» оценивается как 2 очка?

  11. Иван:

    Добрый день,хотелось бы узнать про «Топот» и при подаче и во время розыгрыша,в правилах не нашел,можно ли топать или нет?

    • Артем Уточкин:

      Почему-то некоторые судьи начинают просить не топать, если спортсмен сильно топает при подаче. Якобы это мешает соседним столам. Но это неправильно, поэтому топать и во время подачи и во время розыгрыша можно.

  12. Ирина:

    Добрый день! Если при подаче подающий промахивается мимо мяча, то есть делает поступательное движение, это проигрыш очка, понятно. А если подающий просто подбросил мяч, но движений при этом не делал, как в этом случае?

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте, Ирина. Все равно очко проиграно, даже если ты подбросил мяч и поймал или просто дал ему опуститься на пол.

  13. Анатолий:

    Артем!!1 Вопрос. Во время розыгрыша Летит » сопля», мяч попадаеет в держатель сетккак В штангу ворот), сетку и на стол.кто выйграл очко

    • Артем Уточкин:

      Здравствуйте, Анатолий.
      Если мяч после кронштейна попал по сетке и на стол, то выиграл тот, кто эту «соплю» повесил.

    • Юрий:

      Сеткой является полная конструкция, стойка, кронштейн, полотно, независимо от того , чего коснулся мяч, если после этого касания он попал на сторону соперника, очко считается , тем кто повесил «соплю», выигранным.

  14. Юра:

    Если после подачи мяч ударится о половину соперника дважды, то кому очко?

  15. Денис:

    Кто выигрывает розыгрыш, если при ударе мяч попал на половину стола соперника сверху, но пролетел сбоку от сетки, ниже её верхнего края?

    • Александр:

      в настольном теннисе не таких требований чтобы мяч пролетал обязательно над сеткой, обводящие удары допускаются, если мяч попал в стол а не в боковину это очко бъющего

  16. Олег:

    допускается ли удар с лёта как в большом теннисе?

    • Юра:

      Если коснуться ракеткой мячика до того, как он коснется стола, то это очко сопернику. При условии, что это было сделано над поверхностью стола, конечно.

  17. Данияр:

    Здравствуйте, Артем! Вот такой вопрос: При игре больше меньше, соперники подают по очереди по 1 подаче или как обычно по 2, просто наткнулся на видео урок по настольному теннису, там говорится по одной подаче при счете 10:10. Пробежался быстро по правилам, но ничего по этой теме не нашел.

  18. Юрий Кус танович:

    Артем, это точно, что касание боковой поверхности стола является проигрышем очка? Прокомментируйте, пожалуйста, еще раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *