16 января 2018

2 подхода к тренировочному процессу

Многие думают, что соль тренировок заключается в каких-то сверх-сложных, «навороченных» и интересных заданиях, но это далеко (и даже почти) не всегда так.

Я бы сказал, что существует 2 подхода в усложнении тренировки.

2 подхода к тренировкам

 

1-ый подход — это «копание» вширь.

В этом подходе с ростом мастерства спортсмена повышается сложность задания в плане его наполнения элементами и направлениями. То есть в упражнение «впихивается» сразу несколько важных аспектов игры. Например, подача, реакция, контр-атака, смена направления и затяжной розыгрыш.

Минус такого подхода в том, что даже спортсмены высокого уровня за 10-15 минут выполнения упражнения лишь несколько раз проходят всю комбинацию до конца. А когда подобные задания даются молодым спортсменам (10-14 лет), то здесь до конца комбинации может не дойти ни разу в течение всего времени, отведенного на упражнение. В таком случае выполнение упражнения начинает больше походить на «отработку простых ошибок».

Кстати говоря, такой подход к тренировкам любят в Европе и, особенно, в России.

2-ой подход в усложнении тренировки — это «копание» вглубь.

В этом подходе с ростом мастерства спортсмена простые упражнения доводятся до сверх-качественного выполнения.

Тренировка Дмитрия Овчарова в настольном теннисеВозьмем простой пример. Вы выполняете серийный топ-спин справа по диагонали, а партнер просто принимает этот ход. На 1-ый взгляд, в этом задании нет ничего сложного: ни смены направлений, ни реакции. Но посмотрите, сколько в большинстве случаев держится мяч на столе при этой «банальной разминке» у спортсменов уровня КМС. Ровно столько же, сколько и у 10-летних детей — 5-7 раз максимум. А по идее каждая такая серия должна держаться на столе 20-40 раз.

Суть усложнения этого упражнения в том, что выполнение топ-спина (и что немаловажно приема топ-спина) доводится до такого уровня автоматизма, что каждый следующий ход похож, как 2 капли воды на предыдущий по технике, скорости и высоте полета мяча, а также направлен практически в одну точку.

Это можно сравнить с прописями первоклашек. 7-летний мальчик пишет десять раз подряд заглавную букву А. Она получается каждый раз разной, и здесь есть 2 варианта:

  1. Сказать, что все уже ОК, писать букву А умеет и ладно
  2. Писать эту букву, пока каждая следующая не станет получаться точной копией предыдущей (это, кстати, и называется автоматизмом)

Думаю, что суть «копания» вглубь вы поняли. Точно также и с заданиями, где, к примеру, спортсмен выполняет 1 топ-спин справа из правого угла и 1 топ-спин справа из центра. Это упражнение можно «вытачивать» годами, постоянно повышая уровень автоматизма и качества. Чем, кстати, и занимаются азиаты. От такой рутинной работы не освобождены даже олимпийские чемпионы. Они поддерживают набранный за долгие годы автоматизм при выполнении условно-простых упражнений.

Тренировочный парадокс

 

Многие тренеры и спортсмены боятся «копания» вглубь, потому что при таком подходе в течение тренировки задействуется мало аспектов игры и следовательно, создается впечатление, что те аспекты, которые не были задействованы, простаивают. А так, как тренировочного времени всегда мало, то и пытаются тренеры «запихнуть» побольше аспектов игры в 2 часа тренировочного времени.

Артем УТочкин настольный теннис тренировкаНо здесь работает очень интересный парадокс. Когда ты осуществляешь прибавку внутри какого-либо упражнения (то есть одного аспекта), то другие аспекты каким-то чудесным образом тоже подтягиваются.

На мой субъективный взгляд, такой же феномен есть и в работе с телом. Ты даешь нагрузку одной группе мышц в течение какого-то времени, а другие группы тоже начинают понемногу подтягиваться за той, которую ты тренируешь. Так тело приходит в определенное равновесие. Повышается спортивность одной части, за ней подтягивается другая.

Точно по такому же принципу, когда Вы тренируете 1 аспект игры, то за счет общего роста Вашего уровня другие аспекты понемногу подтягиваются. Не на тот же уровень, но все же не стоят на месте.

Такой принцип, повторюсь, используют азиаты. Но у них практически неограниченное время для тренировок. А какой вариант все же подходит нам?

Какой подход работает у нас

 

В наших условиях, на мой взгляд, как всегда, лучше работает золотая середина. Но лично я в тренировочном процессе эту «середину» провожу между 70% 2-ого подхода и 30% 1-ого подхода. При этом 1-й подход использую очень аккуратно и постепенно.

Качество выполнения для меня в разы важнее насыщенности упражнения и тренировки в целом.

Кстати, когда я ездил на сборы в Китай, то обратил внимание, как у них поставлен тренировочный процесс. Надо сказать очень необычно.

Тренировочный процесс в Китае

 

В течение утренней тренировки выполняется 5 упражнений и они каждый раз одинаковые. Причем, как я понял, набор упражнений формируется на 1 месяц. И целый месяц ты, так сказать, «шпаришь» по одним и тем же упражнениям. Я был в Китае 3 раза по 3 недели и обычно к 3-ей неделе ты уже, как автомат, выполняешь упражнения, которые в 1-ую неделю казались довольно трудными.

Тренировка настольный теннис КитайДневная тренировка в Китае традиционно БКМ. На нем разнообразия больше, но ненамного. В основном отрабатываются те же аспекты, которые были задействованы с утра.

Полностью скопировать такой подход представляется нереальным, поскольку в нашей действительности ты постоянно сочетаешь периоды соревнований с периодами тренировок. И не учитывать во время составления тренировочного плана «обратную связь», которую ты получил от соревнований, было бы просто неразумно.

В Китае же для большинства спортсменов этот подход работает, потому что у них соревнования проходят более крупными блоками. Например, свой клубный чемпионат они играют с мая по сентябрь, в этот период много матчей и немного тренировок, а вот с сентября по май практически все время они проводят в тренировочном зале. Это относится к тем китайцам, которых мы не видим на международной арене.

У нас же календарь соревнований распределен ровно по всему сезону, что и необходимо учитывать в своей работе.

Спасибо Вам за прочтение!

Напишите в комментариях к какому подходу склоняетесь Вы? Всегда очень интересно Ваше мнение!


Опубликовано 16.01.2018 Артем Уточкин в категории "Для тренеров", "Размышления и рассуждения", "Техника элементов

29 COMMENTS :

  1. By Антон Тищенко on

    Золотая середина, как и везде, с учетом ограничений ресурсов, лучше всего

  2. By Павел on

    Больший упор на БКМ с качественной проработкой элемента — 75% тренировок, остальное время: подача (заранее знаем какая и куда) — прием в одну из трех точек (каждый раз знаем в какую) — атака — доигрыш. Потом прием в случайную (из трех вариантов) — атака — доигрыш.

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Хорошо, Павел.
      Думаю, что можно к этому еще добавить стабильность в упражнениях на передвижение.
      Кстати 24-го января выйдет 9-й выпуск «Обратной стороны игры» и весь выпуск там будет посвящен тренировке.

  3. By Илья on

    В абзаце «Какой подход работает у нас» вы говорите, Артем, что 70 процентов первого, в начале статьи первым назван подход «вширь», хотя из текста, вы вроде бы склоняетесь больше к подходу «вглубь».

    У меня очень мало нормальных тренировок в силу того, что в секции мужики предпочитают игру на счет всему остальному. Поэтом на каникулах ходил тренироваться с товарищем. Т.к. товарищ предоставил планирование тренировки мне, я решил охватить все все все. Мы пробовали разные треугольники, разыгрывали небольшие комбинации, тренировали короткую игру. Доводить до конца задуманное получалось откровенно слабо.

    Более всего меня расстроило, что по истечении двух дней интенсивных тренировок мы не смогли нормально поиграть. Потому что слева я наклеил себе подержанную тенерджи(в три раза превосходящую то чем я играл до этого по всем показателям), и товарищ просто не мог начать атаку после моей подрезки или срезки слева. Вот ее то и надо было больше тренировать. А я той же тенерджи не мог попасть в стол топспином, потому что и первому и второму элементу мы за тренировку уделяли минут по 10.

    Спасибо за статью, будем работать над качеством.

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Илья, спасибо, что указали на неточность. Я действительно перепутал цифры, когда писал. 70% — именно 2-й подход, то есть вглубь. В тексте тоже исправил.
      Спасибо за интересный комментарий! Вы на своей практике почувствовали, что качество прежде всего и даже в отсутствии времени на все элементы лучше сконцентрироваться на чем-то более конкретном.

  4. By Искандер on

    Если принимать во внимание результаты и рекомендации фундаментальной науки, к примеру Н.А. Бернштейн «Об упражнениях и навыке», то китайский подход учитывает результаты науки.

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Это точно. В Китае на настольный теннис работает целый институт.

  5. By Олег on

    Спасибо, уважаемый Артём за Ваши ценные мысли !

    Немного хочется дополнить. В психологии есть известная теория зонда — это когда любой освоенный инструмент — ручка для письма, ложка, ракетка и т.п. — воспринимается мозгом как продолжение части тела человека с соответствующим переносом эффекта чувствительности руки на кончик ручки, на весло ложки, на лопасть ракетки и т.д. Исходя из этого эффекта и необходимо планировать тренировки — сначала почувствуй мяч пальцами и ладонью руки, потом перенеси чувство мяча пальцев и ладони на ракетку. Ложкой мимо тарелки и рта на любой самой большой скорости редко промахиваются, когда пишут ручкой не думают как попасть в лист бумаги — сказываются многолетние тренировки. Пока нет попадания из любого места игрового пространства на любое место стола эффективным ударом (накатом, топсом, подрезкой и пр.) бесполезно говорить о стратегии, тактике, психологических нюансах поведения соперника. Но мы чаще предпочитаем «в яблочко попасть не целясь»… И методично добиваемся промахов. Хочется играть в НТ — вчера бью ладонью, пальцами и попадаю на другую половину стола, сегодня играю в «почувствуй мяч каждой точкой ракетки», завтра «попади с моей подачи в спичечный коробок», послезавтра «сбей полный коробок спичек накатом с наката; топсом с наката» и так каждая тренировка к вершине мастерства, не перескакивая ступенек. Пропущенные ступеньки — ошибки в игре. Если осваивать как китайские дети ракетку с 3-4 лет, то эффект зонда и автоматизм техники придет быстрее. С Вашей подачи Темы все кто подумал ответили в меру понимания. И Вам приятно и нам полезно. Всем успехов, Олег.

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Спасибо большое, Олег! Очень интересный комментарий!
      У китайцев в этом плане есть значительно больше времени для проработки, поскольку у них тотальная концентрация на настольном теннисе. Дети заканчивают только 3 класса, учатся считать, писать, читать и на этом все. Дальше только многочасовые тренировки. Не мне судить хорошо это или плохо, но факт, что в наших условиях в чистом виде китайский опыт неповторим, поэтому приходится где-то перескакивать, где-то латать дыры.

  6. By Илья on

    Помимо содержания тренировки есть еще такой момент как усиление. Всем нам, чтобы удержать мяч на столе во время сложных упражнений на перемещение как правило нужно сильно уменьшать мощность ударов. Но ведь наступает момент, когда нужно усиливать игру и улучшать качество ударов. Тогда надежность падает и на столе держатся те самые 5-7 ударов или даже меньше. Как именно вы тренируете усиление игры с вашими игроками и как часто вы это делаете?

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Здравствуйте, Илья.
      У меня к усилению отношение специфичное, как и ко всему в настольном теннисе. Может как-нибудь эту тему освещу.
      А в целом усиление лучше тренируется через упражнения на БКМ, где можно спокойно сконцентрироваться на отработке одного или двух ходов.
      У нас также, процентов 70 отработки усиления происходит на БКМ.

      1. By Илья on

        Артем, спасибо. Я от нескольких знакомых тренеров слышал такое же мнение: что усиление лучше тренировать через БКМ. А как вы относитесь к имитации, делают ли ее ваши ученики?

        1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

          Здравствуйте, Илья.
          В целом к имитации отношусь хорошо, но только на уровне 1-2 лет обучения, чтобы поставить руку и в процессе имитации поработать над какими-то ошибками.
          Для тех, кто уже давно занимается имитацию не проводим. Лишь иногда на несколько минут в качестве разминки. Уж слишком ощущение движения отличается от реального игрового мяча.

  7. By Владимир Стариков on

    Очень важная тема, в том числе и для любителей. Я абсолютно согласен с Артёмом. Сложность в том, как найти такого партнёра, который в принципе готов идти в спортзал с планом тренировки. Большинство начинают играть на счёт чуть ли не в раздевалке. Я наблюдаю за ними — играют из года в год без изменений. Согласен, что у них вырабатывается со временем больше чувства мяча, какие-то связки они начинают делать на большем автомате и они этому радуются. Но стоит только им подать другую подачу или навязать им другой стиль игры — всё, пошли сплошные ошибки. (Я это к стати стараюсь использовать при игре с такими.) А ведь весь кайф от н.т. это качественно выполненный технический элемент, какая-то тактическая комбинация, которые приводят к выигрышу очка. Комбинацию не провести без уверенности в надёжности посланного мяча. Поэтому я за то, чтобы минимум 2 часа работать над элементами техники, на стабильность, причём последовательно переходить от простого к более сложному. (И мне это не кажется скучным.) И 1 час — игра на счёт.

    1. By Илья on

      Да, найти мотивированного и технически компетентного партнера очень сложно 🙁

    2. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Спасибо, Владимир! Важные мысли!
      Наверное, проблема в том, что многие воспринимают настольный теннис, как некое хобби-развлечение. А чтобы почувствовать на себе всю его красоту и глубину нужно воспринимать, как некое хобби-совершенствование что-ли. Как дело, в котором ты действительно хочешь в меру свои возможностей добиться максимума.
      И, на мой взгляд, Вы правы, что тренировка это совсем не скучно, тут ооочень много интересного, поскольку совершенству в этом виде спорта никогда нет предела.

  8. By Станислав A.L. on

    У меня есть платный спаринг партнер с которым тренируюсь больше года. Раньше в конце тренировки всегда проводили игру на счет. «Тренер» всегда выигрывал, особенно он старался в последних сетах выиграть меня мах , так что бы я не набрал 3, 5 очков, в «сухую». С тренировки я уходил разбитый и не довольный. Но как то посмотрел одно из видео Артема, где он сказал что больше не играет со своими учениками на счет, а предоставляет это делать между собой и что эффект от это больше. И вот я решил построить тренировку по своему плану. Выставил таймер (табаты) на 10 мин и каждые 10 минут прорабатывал различные упражнения и ни какого «на счет» В конце тренировки такой заряд энергии! И качество возросло!

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Отлично, Станислав! Порой нужно брать инициативу в свои руки!
      Я со своими подопечными играю на счет где-то раз в пол-года, чтобы на себе проверить уровень их игры. Но, как правило, везет 1-2 старшим мальчикам:-)

  9. By Виктор on

    Артем, спасибо за материал!
    А почему снимается с продажи курс «Сложная подача в настольном теннисе»? Можете сказать?

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Здравствуйте, Виктор.
      Да, это не секрет. В одном из ближайших писем рассылки напишу это и на страничке описания курса, в день начала акции (23 января), эта информация появится. Здесь дублировать не буду.

  10. By Нина on

    Артём, СПАСИБО Вам!!! Мне более чем удобен и приятен 2-ой подход «копание вглубь». Редко но, тренер дарит нам БКМ, т.е. лично кидает нам мячи ( 20-30 мин.). Прошу прорабатывать со мной те комбинации, которые не понимаю, либо не получаются. Например: поставила шипы слева., и плохо ими атакую ( толкаю..). Работаю с тренером над пониманием чтО и кАк.. Артём, тренировка, для меня, получается более чем эффективна! В игре начинаю не бояться делать то, что прорабатывается часами, и чем больше прорабатываю, тем смелее в игре применяю! Супер! СПАСИБО ВАМ, АРТЁМ!!!

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Отлично, Нина!
      Если шипы слева, то максимум внимания на тренировке работе кисти. Не раз обращал внимание, что у любителей именно в работе кисти слева проблемы, зажимается в одном положении и не дорабатывает.

      1. By Нина on

        Спасибо, Артём! Завтра постараюсь обратить внимание на работу кисти.., ибо Тренер говорит, что здесь ( короткие шипы слева), работает предплечье, от локтя до кисти. То есть, мне нужно приподнимать мяч предплечьем слева и толкать его вперёд. Не обкатывать, как гладкой накладкой, а толкать вперёд.

        1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

          Нина, шипами да, в больше степени идет именно игра «в мяч»!

  11. By Максим on

    Всем привет!
    Артёму огромный риспект за ценные мысли и рефлексию!:)
    Мой уровень куда ниже описываемых показателей (серии ударов по 30-40), однако в Ваших материалах всегда стараюсь увидеть главное для меня — ИДЕЮ и МЕТОДОЛОГИЮ достижения цели. И стараюсь применять как могу в своей практике тренировок. Очень помогает. И по отработке техники, и по тактике.
    Это здорово и это у меня начинает работать и давать результат.
    Особенно ценна для меня мысль, услышанная из Вашего на данный момент последнего выпуска «Обратной стороны» о том, что обыграть всех не так уж и ценно доля моего роста, нежели, проиграв, сделать анализ ошибок и начать работу над их исправлением.
    Поэтому теперь помимо тренировок без игры на счёт (отработка техники), хожу в т.н. секцию, где только и делают, что играют на счёт. 1 раз в неделю. Проигрываю (некоторым). Анализирую собственные промахи и выявляю свои слабые стороны. Корректирую свой план тренировок. И отрабатываю по этому плану.
    Результаты улучшения видят соперникиипри игре на счёт. Начинают побаиваться) Но для меня не это важно, а рост в техническом и тактическом плане (свои медальер я уже заработал в юности).
    Хотелось бы попросить Вас по-возможности как-нибудь рассказать про игру шипами «Hellfire» у Вашей подопечной. Я осваиваю оные.
    Спасибо!

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Спасибо, Максим!
      Здорово, что стараетесь через выпуски проникнуть в саму идею и суть. Я считаю, что это и есть самое важное в онлайн-обучении, поэтому последнее время стараюсь не только техники и алгоритмы показывать, но и стараться как-то эту самую суть передать.
      Совет всем: учитесь читать между строк, это самое полезное дело в обучении!

      По поводу шипов действительно хочется рассказать, много интересного за последний год для себя открыл вместе с Анастасией (моя подопечная). У нее растет уровень владения мячом и открываются новые грани в игре шипами.
      Подумаю над тем, как постепенно начать доносить информацию на эту тему.

  12. By Федор on

    Артем, здравствуйте!
    Ваши видео очень полезны, но в них есть некоторая однобокость, присущая европейскому НТ: Вы даете технику игры для гладких накладок. Лично я играю короткими шипами и нахожу в этом большое удовольствие. Но техника некоторых ударов отличается, и приходится это знание добывать путем ошибок. Может, Вы смогли бы в своих видеоуроках давать варианты исполнения для КШ? Если таковые имеются, конечно.

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Здравствуйте, Федор.
      Да действительно, такой момент есть.
      Все дело в том, что в профессиональной среде использование шипов значительно более редкое явление, чем в любительской, поэтому и говорю в большей степени о том, что знаю лучше.
      Ваш комментарий себе скопировал, чтобы при планировании новых выпусков иметь ввиду.
      P.S. Хотя, как обычно ничего не обещаю, поскольку кол-во заявок в разы превышает мои физические и временные возможности для освещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *