20 сентября 2015

Что делать, когда у подопечного нет мотивации?

В этой статье я постараюсь дать несколько рекомендаций тренерам.

no_motivationРекомендации будут касаться возврата мотивации юным спортсменам в те моменты, когда она падает. Такие ситуации, к сожалению, бывают.

Для начала давайте попытаемся заглянуть внутрь юного спортсмена. И понять в чем причина отсутствия мотивации на каком-то этапе. Здесь могут совершенно разные причины. Ведь в разном возрасте у детей разные проблемы и сам настольный теннис для них сегодня просто увлечение, завтра способ покрасоваться перед девочками (мальчиками), а послезавтра возможно дополнительный или основной способ заработка.

Естественно, что корень отсутствия мотивации мы можем найти, только поняв ПРИЧИНУ. Я думаю, что все тренеры по настольному теннису (и я в том числе) порой допускаем ошибку именно в восприятии потери мотивации спортсменом. Мы всегда думаем, что все подопечные, как бы подстроены под наше сегодняшнее настроение. Под наши планы на данного спортсмена.

Из-за этого мы входим в определенный диссонанс с проблемой и обвиняем во всем спортсмена. А потом пытаемся ЗАСТАВИТЬ его трудиться на тренировках. Особенно жестко в этой ситуации попадают тренеры, которые работали еще в Союзе и помнят, КАК заставляли тогда, ЧЕМ припугивали.A-Falta-de-apetite-na-Infância-1

Часто мотивация была создана искусственно, за счет навязанного извне. Во многом на таких же стереотипах поведения было воспитано мое поколение и многие молодые тренеры, копируя, например, своих тренеров идут по пути тех же ошибок.

Сегодня время поменялось. Дети совсем другие, воспитаны в другом духе. Поэтому и решать проблему потери/отсутствия мотивации нужно новыми методами. Хотя методы эти не такие уж и новые. Еще в СССР работали феноменальные тренеры, которые опережали свое время лет на 50-60.

1008338780Одним из таких примеров был Владислав Степанович Растороцкий. Кто не знает, это тренер Людмилы Турищевой, нашей великой гимнастки. В своей книге «Гимнастика достойна гимнов» В.С. Растороцкий рассказывает про то, как он умудрялся подобрать ключик к практически каждому спортсмену/ке. Он в первую очередь пытался понять за какую ниточку надо дернуть, на какой струне души ребенка сыграть, чтобы заинтересовать его своим видом спорта, а в случае потери мотивации вернуть ее.

Таким образом, тренер должен знать, как можно больше о своих учениках. О том, какая у них семья. Как ребенка (хотя бы приблизительно) воспитывают. Чем больше информации, тем больше у вас шансов предупредить потерю мотивации, либо грамотно сработать при ее потере.

Маленький совет: наблюдайте за своими спортсменами. Делайте это не только на тренировке. Очень много дают наблюдения, сделанные на соревнованиях. Именно на соревнованиях, в более сжатых по времени условиях, в более эмоциональной и даже экстремальной среде проявляются черты характера человека. Очень часто те, которые вы могли не заметить на тренировках.

Рискну попробовать составить неполный список возможных причин потери мотивации:

— Из-за ряда неудачных соревнований
— Из-за того, что уделяется мало внимания на тренировке
— Из-за того, что кому-то своего возраста или уровня уделяют больше внимания
— Из-за проблем в семье
— Из-за проблем в школе
[тут может быть набор причин от учителя, который гнобит ребенка, до какой-нибудь коалиции, направленной против него. Кстати, у спортсменов такое бывает. Например, перешел в новую школу, чтобы было ближе до зала спортивного ходить, оказался в классе единственным спортсменом. Периодически пропускает уроки из-за поездок на соревнования. И тут запросто может образоваться свора идиотов, которые за это будут ненавидеть и всячески измываться. ]
— У тех, кто постарше из-за каких-то проблем в личной жизни

Возможно, кто-то спросит: «А почему тренер должен решать эти проблемы? Вообще ради чего за них браться?»

Вот на этом вопросе тренеры разделяются на 2 категории те, кто просто работает тренером, то есть является им по факту и настоящие педагоги.

Часто тренеры, которые работают с детьми, в погоне за результатами забывают о своем главном назначении. Мы призваны воспитывать личность посредством спорта (в нашем случае настольного тенниса). И кстати, не вижу здесь никаких противоречий с высокими результатами и результатами вообще. Это совершенно параллельный и, я бы даже сказал, взаимозависимый процесс. Поскольку работая с мотивацией и затрагивая внутренний мир своих подопечных, вы помогаете им раскрыться, проявить себя, показать свою ЛИЧНОСТЬ. А ведь именно ЛИЧНОСТИ обеспечивают долгосрочный хороший результат в спорте.

Так вот ответ на вопрос почему же тренер должен решать подобные проблемы, по-моему, на поверхности. Потому, что именно в этом и заключается суть профессии педагога.

Прочитав все это, вы,возможно, подумаете, что это огромный труд: знать все про каждого, работать с мотивацией. На самом деле все не так сложно. Ведь проблемы с мотивацией возникают не каждый день и не у каждого спортсмена. А все узнавать разом о подопечных необязательно. Просто надо иметь это в виду и за время долгой работы со спортсменом все само потихоньку скомпилируется в неплохой объем знаний о нем. Да и, как уже сказал, самое главное вы узнаете именно в процессе самой работы, особенно на соревнованиях.

652x450_115080-cele-mai-motivante-activitati-ale-zodiilorИтак, подводя черту под этой статьей, давайте все же более конкретно ответим на вопрос, которым была названа статья: «Что делать, когда у подопечного нет мотивации?»

1) Необходимо понять причину. При этом она не всегда лежит на поверхности.

 

2) Найти креативное решение проблемы. Например, продуманный разговор, с заранее подготовленными примерами из жизни, которые косвенно дадут юному спортсмену/ке понять то, что вы хотите донести и таким образом изменить отношение подопечного к какой-то ситуации.

 

3) Ни в коем случае не пытаться «замотивировать» криком.

 

4) Понаблюдать, как будет развиваться ситуация.

 

И еще. Все ли подобные проблемы нужно решать?

Убежден, что не все. Многие, но не все. Поскольку бывают дети-эгоисты, которые портят в группе атмосферу, стягивают на себя излишнее внимание, при этом никакими результатами не отличаются, да и еще и против вас других настраивают. С такими надо попытаться поработать, но если ребенок остается явным антагонистом группы, то вам на него свое время и душевные силы лучше не тратить.

P.S. Если вам понравилась статья, то поделитесь ей со своими знакомыми спортсменами и тренерами, нажав на кнопки соц сетей.

Спасибо!



Опубликовано 20.09.2015 Артем Уточкин в категории "Для тренеров

2 COMMENTS :

  1. By Светлана on

    «…Он в первую очередь пытался понять за какую ниточку надо дернуть, на какой струне души ребенка сыграть, чтобы заинтересовать его своим видом спорта, а в случае потери мотивации вернуть ее.»
    Извините возможно не корректно составлено предложение. Но в любом случае,звучит очень грубо …Попахивает манипуляцией. Не надо дергать за нужные ниточки и играть на струнах души. Нужно изначально создавать правильную мотивацию , которая лежит не там где-то в виде приза , а внутри каждого человека «стремление к совершенству». Если в группе изначально сформированы эти задатки, то возможное воздействие в виде описанного неверного примера «криком» тоже возможно. Так как оба (тренер -ученик)знают на что направлен этот индуктор , в виде некого пинка к движению. Будет интересно , заходите на мой сайт .Вот ссылка на прошедшую скайп-конференцию именно по теме мотивация. Может что заинтересует. https://vk.com/topic-96854108_32323139

    1. By Артем Уточкин (Сообщение автора) on

      Светлана, у слова «манипуляция несколько определений. Одно из них — «сложный приём, действие над чем-либо при работе ручным способом».
      Если вы воспринимаете его в другом определении, негативном, то это ваше право.
      Вот вы пишите «Нужно изначально создавать правильную мотивацию». Я тоже могу переиначить это выражение и сказать, что создание мотивации — это действие, которое способствуют тому, чтобы были задеты какие-то струны души, которые активизируют «стремление к совершенству». И тут же скажу, что струны задевать нельзя.
      А можно мое выражение переиначить и сказать, что тренер думал и находил для каждого ребенка свою особую правильную мотивацию. Смысл не поменяется от этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *